![]() ![]() |
Масла и смазки лучших российских и зарубежных производителей (495)517-38-07Главная / Справочник по ГСМ / Тормозные жидкости
|
![]() |
Тормозные жидкости
Тормозная жидкость является одной из наиболее важных эксплутационных жидкостей в автомобиле, от качества которой зависит надежность работы тормозной системы и безопасность. Ее основная функция – передача энергии от главного тормозного к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам. Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные (касторовые), гликолевые и силиконовые. Минеральные (касторовые) – представляющие собой различные смеси касторового масла и спирта, например бутилового (БСК) или амилового спирта (АСК) имеют сравнительно невысокие вязкостно-температурные свойства, так как застывают при температуре -30...-40 градусов и закипают при температуре +115 градусов. Гликолевые тормозные жидкости, состоящие из спиртогликколевой смеси, многофункциональных присадок и небольшогго количества воды. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. В России нет единого государственного или отраслевого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей. Все отечественные производители ТЖ работают по собственным ТУ, ориентируясь на нормы, принятые в США и странах Западной Европы. (стандарты SAE J1703 (SAE – Общество автомобильных инженеров (США), ISO (DIN) 4925 (ISO (DIN) – Международная организация по стандартизациии FMVSS №116 (FMVSS – Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей). Наиболее популярными на данный момет являются отечественные и импортные гликолевые жидкости, классифицируемые по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США).
▪ DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами; ▪ DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах; ▪ DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше. Силиконовые изготавливаются на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Но их применение ограничивают недостаточные
смазывающие свойства. Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1,
так как сходство наименований может привести к путанице. ▪ ДОТ 5 – SBBF («silicon based brake fluids» - тормозная жидкость, основанная на силиконе). ▪ DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» - тормозная жидкость, не основанная на силиконе). Жидкости класса DOT 5 на обычных транспортных средствах практически не применяются. Воздействие на резиновые детали. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены резиновые манжеты. Герметичность этих соединений повышается, если под воздействием тормозной жидкости резина увеличивается в объеме (для импортных материалов допускается расширение не более 10%). В процессе работы уплотнения не должны чрезмерно разбухать, давать усадку, терять эластичность и прочность. Воздействие на металлы. Узлы гидропривода тормозов изготавливаются из различных металлов, соединенных между собой, что создает условия для развития электрохимической коррозии. Для ее предотвращения в тормозные жидкости добавляют ингибиторы коррозии, защищающие детали из стали, чугуна, алюминия, латуни и меди. Смазывающие свойства. Смазывающие свойства тормозной жидкости определяют износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений. Термостабильность Тормозные жидкости в интервале температур от, минус 40 до, плюс 100°C должны сохранять исходные свойства (в определенных пределах), противостоять окислению, расслаиванию, а также образованию осадков и отложений. Гигроскопичность
Склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из окружающей среды. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем ниже ее температура кипения, ТЖ раньше закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает
детали, а металлы в ней корродируют быстрее. Объективно оценить свойства тормозной жидкости можно только в результате лабораторных исследований.
На практике состояние тормозной жидкости оценивают визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка.
Существуют приборы для определения состояния тормозной жидкости по температуре кипения или степени увлажнения.
Добавление свежей тормозной жидкости при прокачке системы, осуществляемой после ремонтных работ,
практически не улучшает ситуацию, поскольку значительная часть ее объема при этом не меняется. |
![]() | г. Москва, Щербинка, Симферопольское шоссе д. 20 стр.1 (Щербинская нефтебаза) тел. (495) 517-38-07 |